ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ ДЗЕН.
Введение
Китайцы сделали буддизм доступным не только для суровых аскетов - отшельников, но и для всех человеческих существ - людей с семьями, с каждодневным, необходимым трудом, с нормальными инстинктами и страстями. Го Сян (252-312 гг. н. э) писал:
"Деяние вытекает из недеяния. Неужели нужно
настаивать на том, чтобы молча сидеть, сложа руки, в лесу
и тогда это будет называться недеянием?"
Даосская практика психотренинга подразделялась на "малое" и "большое" отшельничество малое отшельничество - жизнь среди гор и вод, то есть полный отказ от мирских обязанностей; большое отшельничество - "жизнь при дворе и на рыночной площади", то есть самое активное участие в общественной деятельности. Высоко ценился человек, сочетающий внутреннюю психическую культуру с исполнением мирских обязанностей и служебного долга.
В Японии чань - буддизм известен под именем дзен. Медитация (дхьяна, чань-на) служит одним из основных методов буддийской практики психической само регуляции. В сравнении со всевозможными способами медитации другого рода дзен-медитация является наиболее формализованной в плане ее описания, хотя это соображение ни в коей мере не должно влиять на выбор человеком своего пути. Медитация – это инструмент, а инструмент каждый выбирает по руке.
Буддистский путь спасения един, иначе не было бы учения, и не един - свой у каждого. Существует старинная притча о человеке, решившем подняться на гору. Он вышел рано утром и, когда поднялся немного, то увидел сверху других путников. " Глупцы, - подумал он, - они идут не тем путем, а некоторые движутся в обратном направлении ". Путь был долгим, но когда человек, наконец, взошел на вершину, он увидел, что все "глупцы" тоже были там.
Нужно заметить, что наставники тщательно предостерегали всех, кто идет по Пути от попытки извлечь из практики учения какую-либо пользу, выгоду, корысть. Наградой является само движение, а достижение цели есть остановка. На пути нет цветов, цветы растут на обочине.
Глава 1.
Мышление человека может быть представлено в двух формах:
- рефлективное мышление, т.е. использующее слова и символы, оперирующее дискретными единицами,
- континуальное мышление, когда проблема решается не дискретным путем, а эвристически.
Для человека рефлективное мышление - это дискретное управление континуальным потоком мысли. На дискретном языке человек задает вопрос самому себе, своему, спонтанно протекающему, мыслительному процессу. Получая какой-то ответ, он анализирует его на логическом уровне. Логическими средствами осуществляется только постановка задачи и проверка найденного решения, которое приходит, как озарение.
Рефлективное осознание человека оказывается способным зачерпнуть из континуального потока мысли только то, к осмысливанию чего оно подготовлено предыдущими логическими шагами. Медитация - прямое обращение к континуальным потокам, умение управлять континуальными потоками сознания без обращения к языковым средствам. Дзен-медитация это состояние пристального, но беспристрастного и спокойного внимания, когда все, что оказывается в поле внимания, воспринимается без какой - бы то ни было оценки или эмоциональной реакции и вне зависимости от прошлого опыта. Ни внутренние, ни внешние стимулы не вызывают аффекта, хотя субъект реагирует на них адекватно их объективному значению.
Эмоциональная реакция обычно возникает вследствие рассогласования между прогнозом и действительностью. При медитации прогноз отсутствует, не формируется модель будущего, это объясняется доминированием невербального мышления. Дзен-буддизм - это нечто большее, чем религиозно-философская система, это своеобразная культура, система мировоззрения. На съезде психологов, который проходил в Лондоне в 1963 году японский психолог К.Сато определил дзен, как наиболее эффектную методику самосовершенствования, впитавшую в себя все значительные педагогические доктрины Востока. Обучение дзен представляет собой, , в сущности обучение определенному образу жизни и выглядит, как система физических и духовных упражнений. В данном случае рассматривается только та часть дзенской практики, которая называется дзадзен - сидение в медитации.
Глава 2.
Лучше молчать об упражнениях, чужие мысли о ваших делах могут помешать сосредоточению. Предпочитайте молчание. Успех дзен-медитации зависит от места ее проведения. Не должно быть ни слишком жарко, ни слишком холодно, ни слишком шумно, ни слишком темно. Рекомендуется перед занятием не переедать, но и не нужно быть голодным.
Большое внимание уделяется положению позвоночника. Держаться надо прямо, не перекашиваться, не сгибать позвоночник. Для этого нужно ягодицы подать слегка назад, нижнюю часть живота выдвинуть немного вперед, область под ложечкой расслабить и опустить. Живот не напрягать, "собирать силу в животе". Грудь не выпячивать, плечи опущены, руки лежат свободно и удобно. Традиционно считается, что спина и левая половина тела относятся к ян, а передняя и правая - инь. Поэтому мужчины накрывают левой ладонью правую (ян накрывает инь), а женщины – носительницы инь накрывают ян. Накройте одной рукой другую, а затем поверните их ладонями вверх, большие пальцы соприкасаются или перекрещены.
Сидеть рекомендуется в позе со скрещенными ногами - любые варианты "лотоса", возможны также и ваджр-асана. При желании можно сидеть на стуле. В этом случае рекомендуется сидеть на краю стула (так чтобы половые органы свисали), ноги стоят прямо, не вытянуты и не поджаты, колени разведены на ширину двух кулаков.
Глаза должны быть прикрыты, веки расслаблены, взгляд направлен по линии носа. Допустимо медитировать и с закрытыми глазами, стараясь не погружаться в сон,. Для предотвращения подобных случайностей монахи использовали специальную палку – меч, «кейсаку», этой палкой дежурный монах наносил «освежающие удары» по плечам засыпающих. Устремление взгляда на кончик носа служит только для начала внутренней концентрации. Затем взгляд направляется вниз.
Рот должен быть прикрыт, язык касается неба или десен над верхними зубами. Дыхание через нос. Дыханию уделяется очень большое значение. Мастера дзен делают 3 -5 вдохов и выдохов в минуту, и дышат так тихо, что поднесенный к носу птичий пух остается неподвижным. Для начала рекомендуется дышать так, чтобы не возникало сопения. Известные мастера дзен не проявляют беспокойства даже тогда, когда им на некоторое время закрывают рот и нос. Они уверяют, что дышат через кожу. Концентрацию могут усилить ритмичные звуки - часы, метроном, музыка.
Выдох должен быть длиннее вдоха, свободный, легкий. Вдох происходит за счет опускания диафрагмы, низ живота слегка раздувается. Не надо пытаться заполнить легкие до отказа, просто позвольте воздуху войти. После окончания вдоха или после выдоха следует небольшая пауза, как мысленное продолжение закончившегося процесса ("через кожу", например, как мастера). Задерживая дыхание, не зажимайте воздух в горле, его необходимо удерживать за счет положения груди и живота.
Голова и спина находятся на одной вертикальной линии, а тело, лицо, язык, шея должны быть расслаблены. Медитация - не только мысленный процесс, в ней участвует все тело. Исследователи дзен-медитации подчеркивали, что практика дзадзен меняет не только сознание, человек в целом открывается для восприятия другой реальности.
Глава 3.
Примите медитативную позу и сделайте три вдоха – выдоха с задержкой такой длительности, чтобы при этом не возникало ощущение дискомфорта. Не торопитесь, ведь никакая цель не преследуется и впереди много времени. Если что-то в практике не совпадет с описанием, не огорчайтесь, просто продолжайте и все придет в норму.
Медитация начинается с раскачивания тела вправо – влево с уменьшающейся амплитудой, десять раз, до полной остановки. Внимание концентрируется в точке цихай, лежащей на 5 см. ниже пупка, Начнем считать вдохи и выдохи, вдох – раз, выдох – два, вдох –три, выдох –четыре и так далее до десяти. Длительность медитации на первых порах составляет 5 минут, с последующим увеличением до 20 минут. По окончании совершаем раскачивание с увеличением амплитуды, десять раз, как и в начале.
Продолжением медитации является кинхин – это ее динамическая часть. Встаньте ровно, сожмите правый кулак так, чтобы большой палец был зажат внутри (иногда это называют "йога-кулак"). Прижмите йога-кулак к груди и накройте его ладонью левой руки. Шагаем по кругу, не спеша, уравновешенно, с достоинством, нога ставится на пятку и медленно перекатывается на носок. Каждый раз ногу передвигаем так, чтобы она выступала за носок другой ноги на половину ступни. Выполняя кинхин, как и прежде считаем дыхания, продолжительность кинхина составляет четверть времени, проведенного сидя.
Если во время практики приходят какие-либо посторонние мысли, не нужно обращать на них внимания, бесполезно прогонять их, лучше поговорите с ними. Обратитесь к их толпе или к каждой по очереди и объясните, что сейчас вы заняты и не можете уделить им должного внимания. Назначьте время в течение дня, когда они смогут придти к вам и решить свои проблемы. Причем и в самом деле необходимо в назначенный срок принять их, обманывать нельзя.
Все проблемы человека можно разделить на три категории:
1. Проблемы, решение которых находится в пределах наших возможностей. Их можно решить и не возвращаться более к этому вопросу, пока не появятся новые обстоятельства, определяющие возможность нового решения.
2. Проблемы, не зависящие от наших решений, но последствия которых можно учесть и использовать. Здесь также может быть принято решение, обдумайте один раз, как следует, решите и этого достаточно. Старайтесь не перемалывать в голове одно и то же, Д. Карнеги говорил, что если дерево распилено, то не следует пилить опилки.
3. Проблемы, которые мы не можем ни разрешить, ни использовать, лучше всего отбросить до тех пор, пока не изменятся обстоятельства, и проблема не перейдет в категорию 1 или 2 .
Итак, решайте, отбрасывайте и освобождайтесь!
Если же во время практики какие-то мысли особенно назойливо мешают, можно записать их в блокнот, это окажет на них сильное, успокаивающее воздействие, держите рядом блокнот и карандаш.
Весьма сильной помехой является сумрачное, нахмуренное состояние духа в течение дня. Старайтесь не поддерживать в себе отрицательных эмоций, даже, если кажется, что к этому есть основания. Атиша советовал "постоянно опираться на счастливое состояние ума". В одной буддистской сутре сказано:
"Он оскорбил меня, он отяготил меня, он злоупотребил своей силой, он обокрал меня, - в тех, кто питает подобные мысли, гнев никогда не будет утишен. Если человек обсуждает недостатки ближних, и всегда склонен к обидам, то собственные его страсти будут расти, он далек от уничтожения страстей.
Есть такие, которые не знают о необходимости само обуздания; если они сварливы, мы можем извинить их поведение. Но те, кто знает, должны научиться жить в согласии. Если человек найдет мудрого друга, ведущего праведную жизнь, постоянный по природе своей, он может жить при нем счастливо и преодолевать все опасности. Но с глупцами не может быть дружбы. Лучше человеку быть одному, чем жить с людьми, преисполненными самости, тщеславия, упрямства, и преданным спорам ".
Теперь вернемся к описанию медитации. когда счет вдохов и выдохов освоен, можно перейти ко второй стадии - считать только выдохи, также от 1 до 10.
 Третья ступень – считать только вдохи, это более сложно. Необходимо постоянно следить за посадкой, поза должна быть устойчивой, центр тяжести сосредоточен в точке цихай (ниже пупка), все мышцы максимально расслаблены. В позе "лотоса" колени лежат на полу (это легче сделать, если подложить под копчик не слишком толстую подушку).
Дзадзен освобождает мозг от любых предметных представлений, идей, абстракций и создает определенное состояние умственной пустоты и полный контакт с самой сутью действительности. Это не размышление над чем-либо, а достижение полного равновесия между телом и духом.
Когда же освоен и счет вдохов, переходим к "наблюдению дыхания одним только оком разума". Наиболее полно ощутим вдох , как вдох, а выдох, как выдох. Это просто только на первый взгляд, но постепенно можно придти к свободному и полному внимания сидению.
Следующая фаза медитации называется "шикан-таза", "шикан" – ничего вне, "та" – достигать, "за" – сидеть. Это соединение сильнейшей концентрации с вниманием, доведенным до высшей степени, похожее на состояние человека перед лицом смертельной опасности. Один из современных учителей дзен так описывал "шикан-таза":
"Вы стоите в поединке с противником, в руках которого острый меч. Если вы на момент потеряете бдительность, то сразу же будете поражены. Наблюдая за противником, вы замечаете уголком глаз окружающую толпу зевак, слышите обрывки разговоров, смешки. . . ". Если вы сумеете увидеть себя в такой ситуации, то легко поймете, о какого рода внимании идет речь при выполнении "шикан-таза". Выполняется 20 –40 минут, по окончании выполняется кинхин.
Основой практики является предпосылка о достижении человеком природы своего "истинного Я" при концентрации и освобождении разума от образов и идей, обычно его заполняющих.
В практике дзен важен ритуальный или церемонный стиль. Согласно буддистским представлениям человек обладает четырьмя основными достоинствами: он лежит, сидит, стоит или идет. Эти позиции называются " достоинствами ", ибо в каждой воплощается природа Будды в человеческом облике. ритуальный стиль в повседневных делах должен подчеркнуть, что обычный человек и есть Будда. Этот стиль почти непроизвольно появляется у того, кто все совершает с полной бдительностью сознания. Если в простейшем действии человек остается тотально внимательным, например, закуривая сигарету, наблюдает за пламенем спички и собственным дыханием, как за самыми важными в мире вещами, то со стороны будет казаться, что его поведение носит ритуальный характер. Такая ситуация должна проявиться во время медитации, как для внешнего наблюдателя, так и (что единственно важно!) во внутренних ощущениях человека.
Не торопитесь переходить от ступени к ступени. Вы сделаете ошибку, связывая более быстрое продвижение с достижением успеха.
Глава 4.
Личность на буддийском Востоке воспринималась не как чистый лист, а как идущая из бесконечности рукопись. Чтобы дать выявиться тому, что изначально в ней присутствовало, нужно не записывать новое, а, скорее, стирать излишне написанное. То, что изначально присутствует - истинное Я человека - неизмеримо больше того, что обычно проявляется в эмпирической жизни. Человек зависит от множества различных условий и в этом смысле несвободен, предопределен. С другой стороны - он способен открыть свой ум, постичь всеобщие связи, и это делает его абсолютно свободным.
Целью медитации является достижение состояния "сатори" - это вспышка психической энергии, прилив сверхчувствительности, "окно просветления". Достижение сатори связывается с освобождением сознания от вербальных структур и мыслительных построений. Понимание вербального, как преграды, восходит ко второму постулату Бодхидхармы - " учение не основывается на словах и писаниях, не бормочите сутр ". Истинную реальность невозможно описать словами, ее можно только пережить, рассуждения могут породить всего лишь иллюзию понимания.
Краткие вначале моменты состояния сатори, со временем могут проявляться все чаще и, наконец, сливаются в одно большое просветление. Шестой патриарх чань-буддизма Хуэй-нэн утверждал, что природой просветления является внезапность, но способности у людей не одинаковы, поэтому многим приходится работать долго и в полную силу.
Глава 5.
Вот что пишет Ю.Херриджел ("Дзен в искусстве стрельбы из лука"), в течение шести лет обучавшийся дзену у одного из японских мастеров.
"После вдоха мягко сожмите дыхание так, чтобы брюшная стенка была туго натянута, и задержите его. Затем выдыхайте так медленно и ровно, как только можете. После короткой паузы опять быстрый вдох и продолжительный выдох в ритме, который сам постепенно установится. Дыханием вы не только откроете источник всей духовной силы, но и заставите эту силу течь обильнее и литься по всем вашим членам тем легче, чем более вы расслаблены. Физическое освобождение должно быть продолжено умственным и духовным освобождением. Требование, чтобы дверь к чувствам была открыта, удовлетворяется не энергичным уходом от чувственного мира, но в большой степени готовностью уступить без сопротивления. Чтобы эта недеятельная деятельность могла выполняться инстинктивно, душа нуждается во внутреннем владении ею и обретает его, сосредотачиваясь на дыхании. Это выполняется сознательно, и с сознательностью, которая граничит с педантизмом.
Дыхание практикуется снова и снова. Чем больше мы сосредотачиваемся на дыхании, тем дальше отступает на задний план внешние возбудители. Они затухают, как приглушенный шум, слышный сначала в пол-уха, а потом обнаруживаешь, что он мешает меньше, чем отдаленный шум моря, который, если однажды привыкнуть к нему, больше не осознается.
В должное время становишься невосприимчивым к еще большим раздражителям, и в то же время отъединение от них становится проще и быстрее. Следует лишь заботиться, чтобы тело расслаблялось, стоя, сидя или лежа, и если затем сосредоточишься на дыхании, оказываешься окруженным непроницаемым слоем тишины.
Знаешь и чувствуешь лишь то, что ты дышишь. А чтобы отключиться от этого знания и чувствования, не нужно никакого нового решения, потому что дыхание сначала замедляется, становится все более экономичным в использовании вдоха и выдоха и , наконец, постепенно превращается в неясную монотонность, вместе с тем, покидая наше сознание. Это превосходное состояние невозмутимого погружения в себя, к сожалению недолговременно. Оно может нарушиться, словно возникшие ниоткуда настроения и чувства, желания, тревоги и мысли выходят на поверхность в немыслимом беспорядке. И чем они неестественней и абсурдней,, чем меньше они должны уживаться с тем, на чем сосредоточено сознание, тем навязчивее они упорствуют. Это происходит, как если бы они хотели отомстить сознанию за то, что посредством сосредоточения оно прикоснулось к их сферам, которых иначе никогда не достигло бы.
Единственно удачный путь недейственной помощи при этой помехе - продолжать дышать спокойно, неторопливо и невозмутимо вступать в дружеские отношения со всем, что бы ни появилось на сцене, привыкать к нему, смотреть на него уравновешенно, чтобы, наконец, надоело смотреть. На этом пути постепенно приходишь в состояние, напоминающее мягкую сонливость на грани сна. Окончательно соскользнуть в сон - опасность, которую следует избегать. Ее встречают особым скачком сосредоточения, сравнимым, возможно, с толчком, который человек, всю ночь не ложившийся спать, дает себе, когда знает, что его жизнь зависит от бдительности всех его чувств. И, если этот толчок был удачным хотя бы один раз, то он наверняка может быть повторен. C его помощью душа приводится к точке, где она вибрирует сама по себе - безмятежная пульсация, которая может быть усилена до чувства, испытываемого в редких снах - сверхъестественной легкости и восторженной уверенности в способности вызывать энергию, усиливать ее или освобождаться от напряжений".
Создавая эти строки, Хэрриджел, очевидно, надеялся на возникновение "иллюзии понимания" у читателя.
Глава 6.
Не заботьтесь ни о чем, отбросьте всякие желания, не ждите укрепления здоровья или выздоровления - это мешает душе успокоиться. Не думайте о переезде "на другой берег", отбросьте попытки управлять, будьте как лодка без весел и без руля, плывите по течению. Может быть, какой-то звук достигнет вашего уха или какая-то мысль появится в уме, не надо отгонять их насильно. Деревья и трава сами ничего не предпринимают, но через корни непрерывно получают от земли питательные вещества и пышно разрастаются.
Сидеть спокойно - только это требуется от вас. Ничего не надо предпринимать, тихое сидение само поведет человека туда, куда ему надо идти. Поверьте в это. Сидение без доверия - это не сидение.
По мере того, как день за днем выполняется медитация, в теле может проявиться особая сила движения, которая заставляет тело качаться - иногда медленно, иногда быстрее. Не сдерживайте эти качания, пусть природа делает свое дело, но и не качайтесь, если к этому нет желания.
Сущность тихого сидения не в положении тела, а в дзенском состоянии ума. Когда такое состояние достигнуто, оно сохраняется постоянно и надобность в особом положении тела отпадает, но начинающий должен упражняться ежедневно. Описание медитации гласит: "оберегай свой дух и сосредотачивайся на Едином".
Р. Е. Родкин
СПБ
1986 г
Этот текст представляет собой компиляцию фрагментов нескольких источников, доступных к моменту написания статьи. Приношу извинения за несколько вольное использование цитат, заимствованных из текста оригиналов Р. Е. Родкин
Возврат